Всего 4098572
30 дней 50088
24 часа 1261


Фотоальбом (7)

 

               
Реальность солнечного дня и кадры телевизионной хроники, оставшиеся в сердце незажившей, продолжающей неистово болеть раной, сплетались в немыслимом противоположности, созвучной странности  Бакинской зимы.
 
***
… От здания Филармонии процессия, прежде чем направиться в Аллею, свернула вправо… по проспекту Независимости… далее – к Дому детства.
Родной дом – начало всех начал, свидетель первых шагов, хранитель памяти…
 
 
 
На деревце, под окнами второго этажа трепещут на ветру листочки последней осени. Скоро придёт настоящее тепло, набухнут почки на ветках, появятся новые молодые побеги, но  память сохранит все, что было. На солнечном фасаде, открытом морю и ветру, в теплом камне стен и в гулкости мостовой останется эта память. И улица эта – Его улица! – всегда будет Морским проспектом, какие бы таблички не навешивались на ней, и Дом будет памятен, как дом Его детства, дом, в котором жил Он.
 
***
 
… А наши Друзья, дорогие наши Бакинцы, бесконечно влюбленные в этот прекрасный город, приглашают нас дальше – в путешествие «вглубь» истории, к ещё более раннем началам.
Итак, следом за Евгений и Рамизом на ещё одну очень знакомую улицу, где ждём удивительная встреча…
 
«В детстве мы не любопытны к своим корням, к истории собственного рода» - размышлял в своей книге наш Любимый Певец.
 
Эти слова вспомнились мне, когда  Друзья назвали следующий «адрес»    экскурсии – Дом Деда.
 
                       
 
... Конечно, в юности мы интересовались и Его творчеством, слушали прекрасную музыку на пластинках, что в канун 90-летнего Юбилея композитора выпустила фирма «Мелодия»,  читали и бережно хранили книгу Гамар Исмаиловой, собирали газетные материалы, друг с другом говорили о Нём. В объеме информации, который было  возможно найти в те годы, думаю, мы довольно неплохо знали всё, что возможно было знать. Но каким-то образом вышло, что не раз бывая в Баку в те жаркие августы нашей юности, мы «не нашли» дом Деда, проходя, наверно, не раз  по улице, где находится он, не остановились у его двери…
 
 
А, между тем, домик совсем неподалеку от знакомого перекрестка. Улицы Низами и Хагани – параллельные, обе пересекает Морской проспект. Дом Артистов, где прошло детство нашего Любимого Певца, находится между этими улицами. Адрес домика деда – улица Низами 41.
 
«С 1911 года, сдав экстерном экзамен в Тифлисском учительском институте, дед с семьей поселился в Баку, продолжая преподавать в школе. В Баку его музыкальная деятельность сделалась особенно активной. Это и стало главным делом его жизни. Здесь он дебютировал как дирижер, потом как оперный композитор…», - вспоминал наш Любимый Певец в своей книге.
 
 
«… он был человеком веселым: в отличии от друга Узеира позволял себе гульнут на славу. Когда Зульфугар Гаджибеков (брат Узеира), тоже с грешком «весело пожить», заезжал за дедом на тогдашнем такси – фаэтоне, они с озабоченными физиономиями начинали объяснять бабушке, что едут по неотложным музыкальным делам в театр, в оперу. Но как только фаэтон исчезал из поля зрения махавшей вслед им Байдигюль, маршрут резко менялся. Курс был в знакомый любимый ресторанчик , завсегдатаями которого были Бакинские актеры, музыканты, ашуги, мугамисты…»
 
 
 
В пространстве старинной улочки кажется, словно времени эхом отзываются цоканье лошадиных подков и шуршание колес  по мостовой  фаэтона, отъезжающего, быть может, на дружескую вечеринку, а, может, в театр, где проходят последние репетиции перед премьерой оперы «Нагриз»…
 
«… 21/XII – вчера довел до конца второй прогон всей оперы. Сегодня Клибсон провел 3-й прогон… На эту репетицию пришла особая комиссия по поручению Совнаркома и ЦК для просмотра. После репетиции в кабинете директора состоялся «обмен мнениями». Некоторые из участников обсуждения высказывали, к примеру, сомнения о том, нужна ли столь сильно выраженная лирическая струя (как говорили участники «личная» или "романтическая»), не «расслабляет» ли она образ героини, однако они не учитывали того, что соединение в образе Наргиз лирического и героического начал, усиливает драматизм ситуации и придает образу Наргиз многомерность, реалистичность. В противном случае была бы неизбежна плакатная одноцветность её характеристики.
 
Ещё в связи с «Русалкой» А.С. Даргомыжского выдающийся русский композитор и музыкальный критик А.Н. Серов писал: «Для оперы все дело в том, чтобы в сюжете была сердечность, искренность чувства, чтобы драматические коллизии трогали разные струны души нашей».
Отмечалась некоторая растянутость 1-го акта.
 
Но в целом, впечатление, несмотря на то, что была обычная черновая репетиция, у комиссии получилось хорошее, и они ушли, поздравив меня. Завтра генеральная…» - размышлял в своих дневниках композитор.
 
 
Ещё одно здание, затерявшееся на Бакинских улочках хранит память о нём. Это Музей музыкальной культуры. Здесь много материалов из личных архивов композитора. Здесь хранится Его рояль. Тот самый, на котором внук, юный Муслим, подбирал первые созвучия…

 

 
       
Rambler Top100 Рейтинг@Mail.ru