Всего 3839324
30 дней 50049
24 часа 1112


Мгновения, мгновения...

 5 мая 2007 года программа "Максимум" на канале НТВ вновь показала сюжет, касающийся записи песен для фильма "Семнадцать мгновений весны". И это не случайно. С тех пор, как стало известно, что песни записывал и Муслим Магомаев, тема волнует вновь и вновь, и вопрос о том, права ли режиссер Татьяна Лиознова, включившая в свой фильм записи другого исполнителя, все-таки не находит однозначного ответа.

… Ещё в середине семидесятых ходили слухи, что Муслим Магометович записывал песни к «Мгновениям». Но на пластинках они не выходили, по радио, телевидению и в концертах никогда не звучали. Таким образом, слухи оставались лишь слухами, хотя и давали возможность помечтать, представить, как бы звучали эти песни голосом Муслима…

И даже образ героя фильма представлялся иным – более человечным, глубоким. Достоверно же о записях песен стало известно из книги «Любовь моя – мелодия».

«Татьяна Лиознова пригласила меня записать песни к «Семнадцати мгновениям весны». Я записал, но, увы, мой голос не соединился с образом советского разведчика Штирлица-Тихонова. С песней «Мгновения» ещё можно было покрутить и так, и этак – спеть пожестче или более проникновенно. А с песней «Я прошу, хоть ненадолго»… Как великолепный Микаэл Таривердиев (царство ему небесное) не изощрялся, не варьировал, все-таки это интонационно, мелодически напоминало «Историю любви» Франсиса Лея. Это «Я прошу…» я так и спел – по-американски, по-фрэнксинатровски. … Татьяна Михайловна просто сказала: «Нет». (Эта маленькая женщина умеет сказать с жесткой безапелляционностью). И предложила переделать. Я отказался: я такой, какой есть, и подделываться под разведчика не могу, не хочу и не буду. Я никогда ни под кого не подстраиваюсь».

Фильм вышел с песнями в исполнении Кобзона. Режиссер посчитала этот вариант наиболее подходящим. У кого-то из зрителей навсегда оставалось чувство горечи – песни Микаэла Таривердиева на стихи Роберта Рождественского действительно получились замечательными. Как бы могли звучать они в исполнении Муслима Магомаева! Его голос, музыкальность, его ни с кем несравнимое обаяние!

Да, образ разведчика должен быть суровым, «сухим»… Всеми этими чертами Штирлица великолепно наградил актер, но в фильме Лиозновой есть и второй план этого яркого характера. И хоть «память укрыта такими большими снегами», то и дело проникновенной нотой врывает в «нордический» характер героя лирический мотив.

И может быть, этот «лирический план» и делает фильм притягательным для зрителя?... В таком случае, он значительно выиграл бы, будучи озвученный голосом Муслима…

Это всего лишь мнение, которое, кстати, не совпадает с мнением самого Певца (глупая привычка говорить, что думаю, а не то, что НАДО говорить). «Я так и сказал Лиозновой, послушав запись Иосифа: «Не надо было, Татьяна Михайловна, приглашать меня. Вы же прекрасно знали и мой голос, и мою манеру». И она согласились.

В сюжете программы «Максимум» Муслим Магометович вспоминает, что режиссер просила снова переписать, так как «слишком лирично…» «Я свой голос поменять не могу», - ответил Артист.

Слово «кастинг», которое звучит в этой передаче из уст Кобзона, «режет» слух своей чужеродностью. Правильно заметили авторы передачи: «В те годы не знали понятия «саундтрек»… А кастингов» и, тем более, не знали. Кобзон спел «как надо», и эта запись осталась в фильме. Зато совершенно отчетливо слышатся в ней, интонации Муслима Магомаева – первого исполнителя этих песен!

P.S. Умение говорить, то, что нужно, петь, «как надо», как хотят услышать, конечно же, помогает в «кастингах». Но время смывает земную суету, как волна смывает песок. Останется лишь вечное, что выше этих сует. Главное, что есть записи! И можно слушать их вновь и вновь, восхищаясь проникновенностью прекрасного голоса Муслима Магомаева.

МГНОВЕНИЯ

ПЕСНЯ О ДАЛЕКОЙ РОДИНЕ

(Скачать и послушать песни можно, щелкнув на названия)

 
       
Rambler Top100 Рейтинг@Mail.ru