Всего 3928089
30 дней 44209
24 часа 2737


БАКУ

Где бы не проходили пути-дороги героя нашего журнала, в какие бы города и страны не забросила его судьба, он всегда остается БАКИНЦЕМ.

«Я горжусь своей родиной и люблю её», - первые слова в книге Муслима Магомаева «Любовь моя – мелодия», простые и искренние, от самого сердца. «… Азербайджан – мой отец, а Россия – мать. Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в своей профессии на прекрасной земле, я очень молодым приехал в Москву. И она вмиг сделала меня известным всему Советскому Союзу, открыла передо мной огромные горизонты, окружила любовью. Сейчас я живу в Москве, но я всегда помню и наш Бакинский двор, и бульвар на берегу тёплого Каспия… Для бакинцев их город – это не место рождения, это нечто большее. Бакинец – это особый характер, индивидуальность, особый стиль жизни».

Страничка о БАКУ в нашей «ГЕОГРАФИИ» - особенная страничка, писать которую и приятно и ответственно. Множество материалов о различных периодах жизни героя нашего журнала, надеюсь, позволят сделать рассказ о Баку многостраничным.

А начать хочется, конечно же, с родительского дома, который, как известно, начало всех начал. Муслим Магомаев родился в семье, богатой музыкальными традициями.

Его дед – выдающийся композитор, оперный дирижер, общественный деятель, педагог-просветитель. Муслим Магомаев – старший является классиком азербайджанской музыки, сыгравшим огромную роль в её становлении, заложившим основы для её дальнейшего блистательного развития. Автор талантливых опер и симфонической музыки, один из первых собирателей азербайджанского музыкального фольклора, много сделавший для его изучения и популяризации. Один из основателей создания в Азербайджане жанров музыки для кино и драматического театра.

В последующем внук продолжит славный путь деда, преумножая своим искусством славу родной страны. А пока вернемся к началу начал…

… В этом доме, что на углу проспекта Кирова и улицы Хагани, в самом центре Баку прошло детство будущего Народного артиста СССР. В квартире семьи, что на втором этаже этого знаменитого дома, известного в городе, как Дом Артистов, к сожалению, не успел побывать прославленный композитор – дед Певца, но здесь всегда жила бережно хранимая память о нём, создавая особенную атмосферу музыки и творчества.

Сохранившиеся и опубликованные странички дневника Муслима Магомаева – старшего позволяют почувствовать удивительную ауру его музыкального дома.

«22 декабря – сегодня генеральная репетиция «Наргиз»… … Генеральную проводил я сам. На репетицию пришли многие ответственные товарищи, представители Красной Армии, композиторы, представители всей Бакинской прессы и почти весь свободный коллектив оперы.

В числе гостей была и известная писательница Мариэтта Шагинян… Впечатление получилось исключительное… После второго акта меня вызвали в кабинет директора и выразили своё восхищение, указав одновременно и на небольшие дефекты в первом акте в смысле режиссерской работы. Шагинян особо подчеркнула исключительно удачное разрешение во втором акте юмора в музыке.

После третьего акта Шагинян за дирижерским пультом поймала меня и коротко заявила: «Вы исключительно разрешили поставленную Вами перед собой задачу; я поражена этой разворачивающейся динамикой и в действии и в музыке» 24-го идёт премьера «Наргиз», идёт опера, о которой как будто вчера ещё я только строил планы. Широкая масса – зритель скажет своё веское слово!»

Сделанная в этот же день запись в дневнике композитора переносит читателей в его дом… «24-го с утра дует очень сильный норд. Состояние моего здоровья неважное: очень слаб, настолько слаб, что аппетит и без того плохой, сейчас совершенно исчез. С утра звонят по телефону со всех сторон. Одни поздравляют, другие просят пропуск на спектакль, третьи – говорят о том, как оформить ту или иную часть и т.д. Газеты заполнены сведениями о «Наргиз». Во всех газетах появилась большая статья Мариэтты Шагинян, где она даёт блестящий отзыв об опере. Я до вечера никуда не выходил, старался отлежаться, набраться сил. В доме какая-то суета: все готовятся, нервничают, спорят о костюмах, о прическах и т.п. мелочах. Я сделал за день последние небольшие исправления музыкального материала. Вечер. Скоро идти в театр».

«24 декабря – премьера «Наргиз»… За кулисами тщательная подготовка спектакля: костюмы, реквизит, декорации… Все работают, все суетятся. Кассы уже закрыты – аншлаг. При моём появлении.. первым приветствует оркестр, а когда я поднимаюсь к пульту, зрители устраивают форменную овацию. Увертюра проходит с большим успехом. Первый акт кончается – буря аплодисментов. Вызывают на сцену – приветствует весь зал, долго не прекращаются аплодисменты… … спектакль имел успех и большой. В конце вновь вызовы и аплодисменты… Итак, «Наргиз» уже сдан».

«Премьера новой оперы, действительно прошла как событие, знаменательное для искусства Азербайджана. Это был и личный праздник композитора, который разделяли с ним его друзья, отметившие премьеру многочисленными поздравительными телеграммами и письмами», - рассказывается в книге Гамар Исмайловой, посвященной жизни и творчеству выдающего композитора.

А спустя годы вновь и вновь повторится в его доме ожидание оперных спектаклей и премьеры концертных выступлений, переполненные залы и громовая овация, море цветов, взволнованно бурлящая пресса, многочисленные поздравления, телеграммы, письма, звонки – все атрибуты сценической славы блистательно таланта вернутся и преумножатся внуком.

Всё это будет, будет… Но прежде, старый рояль деда вновь оживёт, зазвучит, запоёт трепетными струнами, разбуженный прикосновением к клавишам тонких мальчишеских рук. «Родительский дом – начало начал».

Дом на углу проспекта Кирова и улицы Хагани, известный в Баку, как Дом артистов, но более всего известный, как дом, где жил в детстве и юности Народный артист СССР МУСЛИМ МАГОМАЕВ.

 
       
Rambler Top100 Рейтинг@Mail.ru