Всего 4098566
30 дней 50022
24 часа 1206


Тольятти

Страничка "Тольятти" создана по материалам, которые передала для журнала "МУСЛИМ" Татьяна Ильина. СПАСИБО Вам, дорогая Татьяна!

ТОЛЬЯТТИ, Самарская область.
Театр «КОЛЕСО»
 
В сезон 1986-1987 гг. в Ярославском академическом театре им. Ф.Волкова разразился грандиозный скандал, вышедший за пределы Ярославской области. Директора театра обвиняли в нецелевом расходовании средств. Главный режиссер театра Глеб Борисович Дроздов, талантливейший режиссер, ученик А.А.Гончарова, который за 5 лет своего руководства театром вернул его к жизни и былой славе, заступившись за директора, тоже оказался в опале. Началась травля Глеба Борисовича не только местными чиновниками и газетами, но и центральной прессой. Выходят «разоблачающие» статьи в «Советской культуре», в «Огоньке», в которых очень мало чего было от искусства и о культуре, больше о том, как обогащался режиссер за счет своего театра. Ни одно издание не дало ему возможности выступить с ответным словом.
Глеб Борисович был не только талантливейшим, неординарным режиссером, но и смелым, принципиальным человеком, в своих взглядах опережающим время. Он предложил строить работу и набор труппы на контрактной основе, что вызвало бурю негодования тех актеров, кто прочно «сидел на репертуаре», но при этом мало что делал для развития театра, для привлечения сюда зрителя. К моменту приезда Г.Б. Дроздова в Ярославль (1984 гг.) театр заполнялся чаще всего школьниками и студентами, которых буквально обязывали посещать спектакли. При этом в театре работали интересные, талантливые актеры, настоящие мастера, но играть нередко было просто нечего. Репертуар был однообразен, так же как и режиссерские решения, словно исторические традиции застыли на пике 20-летней давности. С приходом Дроздова всё изменилось в первый же сезон: на сцене появились новые лица, в репертуар вошли современные пьесы с актуальной проблематикой, режиссерские постановки отличались новизной, нестандартностью, смелостью. Публика на первых спектаклях сначала не верила в возможность таких изменений, но вскоре все спектакли проходили уже при полном аншлаге. У режиссера было много единомышленников – актеры, которых он привез в Ярославль, местные артисты, но главным его почитателем стал зритель. Всё это, как нередко происходит, породило зависть определенных людей. Еще задолго до шумного скандала Глебу Борисовичу стали «вставлять палки в колеса», появилось противостояние в труппе со стороны некоторых артистов. И только благодаря поддержке единомышленников продвигались новые спектакли. Широкомасштабная постановка «Ярославны» с музыкой Муслима Магомаева, которая состоялась на территории музея-заповедника, стала главным событием года в городе. Попасть на спектакль было очень трудно. Но восторг публики, критиков, коллег уже не мог компенсировать той горечи и боли, которыми были наполнены жизнь и работа режиссера в Ярославле.
Даже после того как Глеб Борисович покинул Ярославль, в городе не умолкали слухи о том, что ситуацию с директором театра специально раздули, чтобы выдворить Дроздова из Ярославля. Ему не могли простить смелости, принципиальности, таланта, поддержки со стороны знаменитых друзей, коллег, учителей, среди которых были А.А.Гончаров и М.М.Магомаев. В «культурных кругах» открыто говорили, что именно согласие Муслима Магомаева написать музыку к «Ярославне», запись солистами Большого театра ведущих партий стали главным аргументом за постановку этого неординарного спектакля, и Глебу Борисовичу позволили продолжить работу в Ярославле.
Он не мог терпеть обрушившуюся на него и коллег несправедливость и покинул театр в 1987 г, почти год сидел дома, как сам говорил, «выращивал помидоры». Но сломить его дух партийным чиновникам было не под силу. Он ставит как приглашенный режиссер спектакль в Волгограде, но Ярославль не бросает и создает Театр-студию, в которой объединились его актеры-единомышленники из Волковского и любимые студенты театрального училища. Спектакль по пьесе Э.Радзинского «Спортивные сцены» стал огромным потрясением для театральной публики. Показать его на сцене театра Дроздову не дали, и тогда свою сцену уступила областная Филармония. Буквально вскоре режиссеру поступило предложение создать в Тольятти свой театр. Глеб Борисович «выбил» здание, квартиры для актеров, ведь с ним из Ярославля уехали актеры и студенты. Он назвал театр «Колесо» - как символ вечного движения и обозрения, «колесо истории, несущееся по ухабам нашей жизни», - сказал он в одном из интервью.
Глеб Борисович открыл театр своим любимым спектаклем «Рождает птица птицу» 15 декабря 1988 года. И первым, кто поддержал его на новом этапе жизни, был его товарищ, единомышленник, соавтор Муслим Магометович Магомаев.
 
Фотографии из архива Натальи Степановны Дроздовой.
1 – премьера «Рождает птица птицу», 1988 г.
2 – Муслим Магомаев с актерами, занятыми в спектакле «Рождает птица птицу», 1988 г.

 
       
Rambler Top100 Рейтинг@Mail.ru