Всего 4090426
30 дней 47245
24 часа 2831


СОПОТ-1969

Что такое август? Это… СОПОТ!

В Польше – фестиваль эстрадной песни…

Август 1969 года – золотая страница в истории Сопотского фестиваля!

«В конце лета 1969 года в курортном польском городе Сопот должен был состояться 9-й Международный фестиваль эстрадной песни. От Советского Союза было решено направить меня. Этого очень хотела Екатерина Алексеевна Фурцева, потому что поляки просили её, чтобы приехал я. Я был против своего участия в этом фестивале…» - вспоминает МУСЛИМ МАГОМЕТОВИЧ в книге «Любовь моя – мелодия». «… зачем мне, уже очень популярному у себя в стране певцу, куда-то ехать и соревноваться? Ни один уважающий себя певец на Западе, добившийся известности, не будет участвовать в конкурсах. Зачем, спрашивал я Екатерину Алексеевну, мне ехать в Сопот? Разве у меня мало популярности? Да и в жюри там сидят не одни поляки, а люди из разных стран. Мне, советскому певцу, они никогда не дадут победить, и я вернусь с позором. Даже если они в утешение и дадут мне какую-нибудь третью премию, то в моём положении это будет почти поражение… Фурцева выслушала мои доводы, но продолжала уговаривать, ссылаясь на то, что уже обещала польским устроителям фестиваля, что я приеду. Отказать своей покровительнице я не мог».

Конечно, многочисленная армия поклонников таланта МУСЛИМА МАГОМАЕВА даже и предполагать не могла, что вокруг участия его в конкурсе происходят такие «баталии» на уровне министра – члена Правительства страны. Газеты, вышедшие под заголовком «В СОПОТЕ БУДЕТ ПЕТЬ МАГОМАЕВ», всколыхнули в восторженном волнении миллионы сердец.

«Через несколько дней начинается девятое соревнование певцов многих стран мира», писали газеты – «В этом году конкурс песни будет длиться четыре дня. Первые три – основной конкурс, в заключении выступят певцы, представляющие фирмы грамзаписи. На основном конкурсе нашу страну представляет заслуженный артист Азербайджанской ССР МУСЛИМ МАГОМАЕВ. В первый день фестиваля он исполнит русскую народную песню «Вдоль по Питерской» в обработке В. Рубашевского. Второй день по традиции – «польский». С эстрады будут звучать мелодии, написанные композиторами страны – устроительницы конкурса. В программе МУСЛИМА МАГОМАЕВА песня композитора К. Садовского «Именно в этот день». В следующий вечер участники фестиваля исполнят мелодии своих стран. Советское песенное творчество будет представлено песней А. Бабаджаняна…»

Советские газеты «рапортовали», как водится, в своем мажорно-безоблачном стиле, но на самом деле и с «утверждением» репертуара обстояло всё не так просто… «Для конкурса певцов, который проходил в один из дней фестиваля, его участникам высылали заранее обязательную польскую песню. Я выбрал песню Кшиштофа Садовского «Именно в этот день». Мне прислали клавир без всяких пометок, без авторских ремарок относительно темпа, характера музыки – только мелодию и гармонию. Делалось это сознательно, для того, чтобы исполнитель смог продемонстрировать, как он сам чувствует песню, какой видит её.

Проиграв мелодию песни Садовского, я представил её как красивую мелодичную песню в итальянском духе. (Инструментировал песню Алексей Мажуков, русский текст написал Александр Дмоховский.) Когда я услышал эту песню в Польше, то узнал, что она шла у них совсем в другом темпе – в ритме свинга.

Исполнив её в Сопоте, я увидел на лицах польских слушателей и удивление и радость – оказывается, эту простую танцевальную песенку можно петь и по-другому. Её автор Кшиштоф Садовски сам позвонил мне и сказал, что даже не представлял, что его песню можно исполнить так, как пел я. Он был очень доволен». Если с польской песней всё решилось довольно счастливо, то с выбором песни советских авторов возникли серьёзные сложности. «Вторым конкурсом на фестивале в Сопоте был конкурс песни стран-участниц», - вспоминает далее МУСЛИМ МАГОМЕТОВИЧ – «Я представлял песню «Сердце на снегу» Арно Бабаджаняна. Я выбрал именно её, потому что она соответствовала требованиям конкурса «Танцевальна пьёсенка». Мне же поначалу навязывали совсем другое. Петь на фестивале предстояло мне, а решали за меня тогда музыкальные чиновники. Заместитель министра культуры Василий Феодосьевич Кухарский предложил для фестиваля в Сопоте либо песню Аркадия Островского «Время», либо его же «Вокализ». При этом ссылался на то, что на этом настаивает Союз советских композиторов. В разговоре с ним я отказался от предложенных мне произведений. Объяснил, что хочу получить премию как певец. А им надо было, чтобы премию получила песня. Я привел свои аргументы: - Если вы хотите, чтобы советская песня получила премию, дайте выбирать мне, тому, кто будет ее исполнять. Рекомендуемые вами песни я петь не буду. Это у нас в стране такие песни хороши и популярны, а за границей «Время» - семь минут политики – не пройдёт. В Сопоте конкурс эстрадной песни, а не песен протеста или песен-плакатов. Вы же предлагаете мне вместо песни с танцевальным ритмом песню с державным размахом: «Время счёт ведёт вековым пером…» Такой песни там не поймут… Или «Вокализ» - он вообще без слов…»

… Давайте, задумаемся над тем, где, с кем и когда происходил этот разговор молодого Артиста… В стране, где слово партии и правительства считалось непререкаемым, в системе, где даже чиновник среднего звена вызывал трепет у граждан этого государства, генетически помнящих 37-й год, вряд ли, кто из артистов решился был спорить с… заместителем министра. Конечно, МУСЛИМ МАГОМАЕВ был к тому времени уже фантастически популярным и всей страной горячо любимым. Но разве же не ЕГО, не менее популярного и точно также всей страной горячо любимого, года за два до этих событий, отлучили от сцены и эфира, лишив возможности работать, оставили без средств к существованию? А сколько талантов ушли в безвестность, «благодаря» непокорности, что всегда чужда бюрократической системе. Так что спорить с г-ном Кухарским в его кабинете в Министерстве культуры вряд ли бы посмел иной Артист…

«Я пытался доказать правильность своего мнения о том, что надо петь в Сопоте. Песня Арно Бабаджаняна на хорошие стихи Александра Дмоховского была написана в современном ритме, который сразу подхватит публика, начнёт подхлопывать, что тогда входило в моду… Разговор у нас не получился, тон заместителя министра культуры был таков, что я, выйдя из его кабинета, поднялся на другой этаж – прямехонько в кабинет Екатерины Алексеевны Фурцевой. Секретарь министра, милейшая женщина, видя моё состояние, стала успокаивать меня:

- Что случилось? Пожалуйста, не волнуйтесь…

И даже не пыталась удержать – знала, что я всё равно войду в кабинет к Фурцевой.

- Я должен ехать в Сопот… - начал я с ходу. – Но ещё немного и я откажусь… Хотя я и пришёл к министру без вызова, Екатерина Алексеевна меня приняла, выслушала, поняла мой гнев.

- Если Союз композиторов решает, что певцу петь, то пусть они решают и кто это будет петь. На конкурс еду я, я и отвечаю за себя. Почему кто-то должен навязывать мне песню?

- Кто это придумал?

- Я только что от Василия Федоровича. – Я не стал пересказывать наш «нервный» разговор.

– Понятно, это идея не Кухарского, так Союз композиторов постановил… Фурцева взяла трубку.

- Василий Феодосьевич, зайдите ко мне. Вошёл Кухарский. Увидел меня – изменился в лице.

- Что у вас там с мальчиком? – так Екатерина Алексеевна по-свойски называла меня.

- Да, собственно ничего особенного… Разногласия некоторые по поводу конкурсных песен. Наши композиторы постановили… Фурцева перебила:

- Что значит постановили? Правильно Муслим говорит. Пусть ищут другого певца, который и будет петь, что они напишут. Это мы просим его поехать на конкурс, чтобы наконец наш советский певец что-то завоевал. А тут ему навязывают, что и как петь. Ему петь – ему и решать. Наступила примиряющая пауза. Фурцева сделал жест рукой.

- Поезжайте и пойте, что хотите…»

"Руководители"-администраторы из тех, что обделены Божьим даром, никогда не прощают талантливым людям свободомыслие. «Чем лучше Гулливер поёт, Тем лилипуты злее» - Эта фраза из песни Александра Розенбаума актуальна во все времена. И долго ещё чиновники в музыкальных кругах выражали недовольство поступком Певца, отказавшегося петь на конкурсе в Сопоте навязываемый ему репертуар.

Зрители не знали и даже не догадывались об этих «обстоятельствах», восхищаясь исполнением выбранных МУСЛИМОМ МАГОМАЕВЫМ песен, его ТАЛАНТОМ, его КРАСОТОЙ!

Центральное телевидение транслировало концерты 21, 22, 23 и 24 августа. Не спали телезрители огромной страны – СССР, от всей души желая любимому Певцу победы. Не спали и на его родине – в Баку, где разница во времени с польским Сопотом была ещё значительнее, чем в Москве. Объявление победителя вызвало всеобщее ликование.

«Советский певец, наш земляк МУСЛИМ МАГОМАЕВ стал лауреатом фестиваля, получив первую премию!». Редакция газеты «Бакинский рабочий», несмотря на столь поздний час немедленно связалась с Сопотом!

«К телефону подошёл МУСЛИМ МАГОМАЕВ», - с волнений рассказывала наутро газета читателям, не забыв поблагодарить и работников междугородней телефонной станции связи республики, а также и операторов московского узла связи, обеспечивших СОПОТ «на проводе».

Возможно, это самое первое интервью Певца после его триумфальной победы, и выбирая среди множества публикаций отечественной и иностранной прессы, посвященной участию МУСЛИМА МАГОМАЕВА в Сопотском фестивале, решила остановиться на этой заметке из газеты «Бакинский рабочий», так точно отражающей восторженное настроение тех дней.

… Улица моя лиственная имела один телевизор на полтора десятка домов, расположившихся вдоль берега маленькой речки. Посмотреть песенный фестиваль в Сопоте нам, детворе той улицы, было не суждено – концерты транслировались поздно. Но всё-таки фантастический и загадочный свет их живёт и в памяти детства. Счастливые владельцы телевизоров, коих было в те годы уже немало, мгновенно распространили восторженную весть об этих концертах, точнее, о выступлении МУСЛИМА МАГОМАЕВА! Его имя произносилось в те дни, как никогда часто. И может быть именно тогда запала в душу таинственная, манящая красота этого необыкновенного имени.

Спустя несколько дней начались занятия в школе. И здесь главной темой разговоров на всех переменах были… телевизионные передачи из Сопота. - МУСЛИМ МАГОМАЕВ!!! Словно из солнечных лучей ещё неокончившегося лета, продолжавшего дарить ласковое тепло, вновь и вновь звучало это необычное имя в широких коридорах школы. Светились восторгом глаза ребят, улыбками озарялись лица учителей. Не требовалось проводить уроков патриотического воспитания, когда чувство гордости за родную страну, в которой есть такой Певец, охватывало всех.

P.S. «Получив первую премию как исполнитель, я как бы нарушил традицию Сопотского фестиваля: став вторым за всю историю конкурса певцом, завоевавшим главную награду. До меня первые премии присуждались в основном женщинам. После фестиваля на полученные деньги я устроил в нашей гостинице «Гранд-отель» большой банкет, на который пригласил всех участников конкурса. Оставшихся денег хватило на то, чтобы купить большую коробку сигарет «Marlboro». Тогда у нас с ними были трудности, а других я не курил».

Ну… что тут можно сказать?! До, во время и после конкурса – всегда МУСЛИМ МАГОМАЕВ верен себе.

… Потом были вновь его концерты в знаменитом Парижском зале «Олимпия», второй «золотой диск» в Каннах… Слава МУСЛИМА МАГОМАЕВА давно шагнула за пределы огромной страны.

 
       
Rambler Top100 Рейтинг@Mail.ru